406. Нормы

ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОТОПЛЕНИЯ И ВЕНТИЛЯЦИИ

ПРОИЗВОДСТВ ПО ПЕРЕРАБОТКЕ ПЛАСТИЧЕСКИХ МАСС

РАЗРАБОТАНЫ: ВНИИ охраны труда ВЦСПС, Ленинград Государственным проектным институтом Госпластпроект Минхимпрома СССР, г.Ростов-на-Дону Государственным проектным институтом Сантехпроект Госстроя СССР, Москва Научно-исследовательским институтом гигиены труда и профессиональных заболеваний АМН СССР, Москва.

СОГЛАСОВАНЫ: Минздравом СССР 22.04.85, N 122-12/311-4 ГУПО МВД СССР 06.11.85, N 7/6/3669 и ЦК профсоюза рабочих химической и нефтехимической промышленности 28.02.85, N 06М-216.

УТВЕРЖДЕНЫ: ВПО Союзпластпереработка 14.05.87, N 1201.

Приведены нормы проектирования отопления, вентиляции, кондиционирования и обеспыливания воздуха для вновь сооружаемых или реконструируемых производств отдельных цехов, участков по переработке пластмасс методами литья под давлением, экструзии, прессования, а также при механической обработке изделий из пластмасс.

В основу Норм положен опыт проектирования и результаты научных исследований отопления и вентиляции в лабораторных и производственных условиях на Вильнюсском заводе Пласта , ПО по переработке пластмасс им. Комсомольской правды и др. предприятиях.

Материал рассчитан на работников проектных организаций и промышленных предприятий, специалистов санитарной и технической инспекций, служб охраны труда и окружающей среды.

1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

1.1. Настоящие нормы являются обязательными при проектировании отопления, вентиляции, кондиционирования и обеспыливания воздуха для вновь сооружаемых или реконструируемых производств, отдельных цехов или участков переработки пластических масс в изделия методами прессования, литья под давлением, экструзии, а также для механической обработки изделий из пластмасс и переработки отходов. Нормы могут быть использованы при эксплуатации указанных систем, решении задач охраны труда и защиты атмосферного воздуха.

1.2. Расчетные параметры воздуха в рабочей зоне цехов обусловлены гигиеническими требованиями и должны приниматься по ГОСТ 12.1.005-76 . Категория тяжести работ по отделениям участкам принимается в соответствии с приложением 1.

В отделении получения пленки подвижность воздуха в зоне раздува рукава регламентируется технологическими требованиями и не должна превышать 0,25 м/с.

Действует ГОСТ 12.1.005-88, здесь и далее. — Примечание.

1.3. Категория взрывопожароопасности и класс помещения по ПУЭ принимаются на основании Перечня производств по переработке пластических масс с указанием категории производств по взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности и классов взрывоопасных и пожароопасных зон , утвержденного МХП СССР 24.12.82 см. приложение 1 или на основании расчетов, выполненных в технологической части проекта.

2. ОТОПЛЕНИЕ

2.1. В производственных помещениях переработки пластмасс следует осуществлять воздушное отопление, совмещенное с приточной вентиляцией. При необходимости установки местных нагревательных приборов, они должны иметь гладкую поверхность, обеспечивающую легкую очистку. Температура теплоносителя должна приниматься в соответствии с действующими СНиП Нормы проектирования. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха .

3. ВЕНТИЛЯЦИЯ

3.1. При переработке полимерных материалов в воздушную среду производственных помещений от технологического оборудования выделяются мономеры, продукты деструкции сырья и тепло в цехах механической обработки, переработки отходов и таблетирования — пыль.

Количество выделяющихся вредных веществ приведено в приложении 2 дисперсный состав пылей — в приложении 3.

3.2. Тепловыделения от оборудования Вт рассчитываются по формулам:

гидравлические прессы-полуавтоматы:

установки аппараты ТВЧ:

оборудование для механической обработки пластмасс:

литьевые машины:

экструзионное оборудование: .

где — суммарная установочная номинальная мощность электрообогрева, кВт

— суммарная установочная номинальная мощность электродвигателей, кВт

— коэффициент одновременности работы оборудования

— суммарная установочная номинальная мощность аппаратов ТВЧ, кВт

— удельные тепловыделения при переработке 1 кг сырья, Вт

— масса перерабатываемого материала, кг/ч.

Для грануляторов на базе экструдера и трубных агрегатов 240 Вт/кг для выдувных автоматов и агрегатов рукавной пленки 290 Вт/кг дл
я листовальных агрегатов 350 Вт/кг.

Соответствует оригиналу. Прим.ред.

3.3. Вентиляция производственных помещений должна проектироваться в соответствии с приложением 4.

3.4. Для утилизации тепла, содержащегося в воздухе. удаляемом системами местной и общеобменной вытяжной вентиляции из производственных помещений для переработки фено- и аминопластов, волокнита и стекловолокнита, полистирола и его сополимеров, ПВХ, этрола, следует предусматривать теплоутилизаторы с промежуточным теплоносителем. В остальных случаях допускается применение воздуховоздушных теплоутилизаторов. Применение теплоутилизаторов должно быть обосновано экономическим расчетом.

3.5. Для производств, расположенных в III и IV климатических районах, рекомендуется в теплый период года применять испарительное охлаждение или кондиционирование приточного воздуха.

Общеобразовательные школы.

На рис. 11.4 приведены примеры решения интерьеров детских учреждений.

Основным типом общеобразовательных школ являются десятилетние, дающие полное среднее образование. Кроме того, бывают начальные школы

четырехлетние , неполные средние восьмилетние и вечерние школы для завершения среднего образования.

Величина школы определяется количеством классов и их наполняемостью 40 человек в I. VIII, 36-в IX. X классах . Типы зданий школ даны в табл. 11.3.

Таблица 11.3

По времени эксплуатации различают обычные, дневные школы и школы-интернаты табл. 11.4 . Наполняемость классов в школах-интернатах-35 человек.

Рис. 11.4. Интерьеры детского сада-яслей.

а-групповой, б-спальни

Таблица 11.4

Школы большой вместимости имеют ряд преимуществ: они экономичнее, в них более развиты общешкольные помещения и участок. Поэтому там, где плотность населения позволяет обеспечить нормативный радиус удаления школы от жилища в городах-500 м , отдают предпочтение большим школам. Количество мест в общеобразовательных школах определяют из расчета охвата 100% детей неполным средним образованием и 75% детей — средним образованием.

Средние общеобразовательные школы размещаются, как правило, в комплексе с жилыми домами, на территории жилой застройки. При этом пути подхода учащихся к школе не должны пересекать проезжую часть магистральных улиц. Расстояние от здания школы до красной линии должно быть не меньше 25 м, а от границы участка школы до жилых домов -не менее 10м.

Школьный участок желательно располагать смежно с озелененными территориями, его размеры зависят от величины школы и колеблются от 0,3 до 4 га для школ, указанных в табл. 11.3.

Школьный участок-важный элемент функциональной структуры школы, предназначенный для учебных кружковых, физкультурно-спортивных занятий и отдыха школьников рис. 11.5 . Территория школы включает зоны различного назначения: учебно-опытную — с участками для выращивания сельскохозяйственных и декоративных растений, метеорологической и географической площадкой спортивную-с площадками для гимнастики, лег-кой атлетики и спортивных игр отдыха-с площадками для подвижных игр хозяйственную.

Рис. 11.5. Планировка участка школы.

1-здание школы, 2, 7-игровая и спортивная площадки, 3-зоологическая площадка, 4-участок для занятий по растениеводству, 5 — географическая площадка, 6-площадка для занятий на воздухе

Территория школы должна быть благоустроена, 40. 50% площади участка озеленено.

Функциональная структура общеобразовательной школы показана на рис. 11.6. При проектировании школьного здания исходят из требований организации учебно-воспитательного процесса: учащиеся I. IV классов занимаются в закрепленных за ними классных комнатах, учащиеся V. X классов-в специализированных по предметам классных комнатах-кабинетах.

Помещения школы составляют несколько групп: учебные секции-блоки на несколько 4. 6 классов, организованные по возрастному признаку и включающие классные комнаты или учебные кабинеты, рекреацию и сани тарные узлы учебные и учебно-производственные помещения-лаборатории, мастерские помещения для спортивных занятий, культурно-массовой и общественной работы-спортивный и актовый залы, библиотека, комнаты общественных организации помещения для групп продленного дня и спальные помещения школ-интернатов общешкольные обслуживающие и административно-хозяйственные помещения-столовая, медицинский пункт, учительская, канцелярия, вестибюль с гардеробом и пр, рис. 11,7 .

Особые требования предъявляют к помещениям для школьников 6-летнего возраста.

Рис. 11.6. Схема функци
ональных связей помещений школы

Высота помещений зависит от их функции и размеров в плане. В современной отечественной практике высота этажей школьных зданий принимается 3,3 м, высота спортивного зала-до 6 м.

Полный состав и размеры помещений общеобразовательных школ и интернатов различной величины даны в СНиПе.

Этажность школьных зданий зависит от их величины и объемно-пространственной структуры, градостроительной ситуации. Строительные нормы рекомендуют проектировать одно- и трехэтажные школьные здания, в особых случаях допускаются четырехэтажные. Часто этажность школ бывает смешанной. Это отражает дифференцированный подход к разным возрастным группам школьников или связано с выделением в самостоятельный объем зальных помещений.

К основным учебным помещениям школ относятся классные комнаты, кабинеты и лаборатории. Класс или специализированный кабинет площадью 50 м вмещает 40 учащихся, смежно с помещением учебной лаборатории располагают лаборантскую. Типы учебных помещений показаны на рис. 10.1.

К школьным помещениям предъявляются высокие санитарно-гигиенические требования. В большинстве помещений необходимо обеспечить непосредственное естественное освещение, а в учебных классах, кабинетах и лабораториях основ ной поток света должен падать с левой стороны от учащегося. Требования к ориентации основных школьных помещений отражены в табл. 11.5.

При проектировании школьного здания возникает сложная задача формирования единой композиции, состоящей из многих и разнообразных элементов. В практике решения этой задачи встречаются композиции трех типов: централизованная, блочная и павильонная.

Рис. 11.7. Типовой проект универсального здания общеобразовательной школы на 32 класса 1280. 1320 мест :

а-первый этаж, б-второй этаж:

1-классы, 2 — рекреационные залы, 3-вестибюль с гардеробом, 4-учебные мастерские, 5-кабинет директора и канцелярия, 6 — гимнастический зал, 7-обеденный зал, 8-кухня, 9-лаборатории химии, физики и биологии, 1O-кабинет домоводства, //-кабинет ручного труда, /2 — учительская, /3-актовый зал

Централизованная композиция представляет собой один корпус той или иной формы, иногда с примыканием к нему зальных помещений. К числу достоинств школьных зданий этого типа относится компактность и небольшая площадь застройки, короткие связи между помещениями, экономичность в строительстве и эксплуатации. Однако централизованный тип композиции применяется в основном для школ небольшой вместимости.

Блочная композиция, при которой здание состоит из ряда отдельных корпусов-блоков, примыкающих друг к другу или связанных теплыми переходами, обычно применяется для школ большой вместимости. Блочная композиция обладает многими достоинствами: позволяет обеспечивать оптимальную ориентацию помещений и относительную изоляцию возрастных групп учащихся, осваивать высокосейсмичные районы и сложный рельеф, применять планировочные и конструктивные решения и параметры, соответствующие функциональным особенностям каждого блока. Гибкость блочной композиции дает возможность удачно использовать разнообразные градостроительные ситуации. Школьные здания блочного типа являются наиболее распространенными в современной практике рис. 11.8 .

Павильонная композиция применяется в южных, теплых районах, так как отдельные корпуса-павильоны школы не связаны между собой переходами, а только дорожками, крытыми иногда теневыми навесами. Павильонный тип школьных зданий обеспечивает изоляцию отдельных групп помещений, высокую сейсмостойкость зданий, активное использование крутого рельефа.

Школьные здания — объекты массового строительства, поэтому их архитектурная выразительность может быть достигнута простыми и скромными средствами. Тем не менее при проектировании школьных зданий — центров воспитания и обучения нового поколения, художественные, эстетические качества приобретают особое значение.

Нормы проектирования электрощитовых

7.1.29. Электрощитовые помещения, а также ВУ, ВРУ, ГРЩ не допускается располагать под санузлами, ванными комнатами, душевыми, кухнями кроме кухонь квартир , мойками, моечными и парильными помещениями бань и другими помещениями, связанными с мокрыми технологическими процессами, за исключением случаев, когда приняты специальные меры по надежной гидроизоляции, предотвращающие попадание влаги в помещения, где установлены распределительные устройства.

Трубопроводы водопровод, отопление прокладывать через электрощитовые помещения не ре
комендуется.

Трубопроводы водопровод, отопление , вентиляционные и прочие короба, прокладываемые через электрощитовые помещения, не должны иметь ответвлений в пределах помещения за исключением ответвления к отопительному прибору самого щитового помещения , а также люков, задвижек, фланцев, вентилей и т.п.

Прокладка через эти помещения газо- и трубопроводов с горючими жидкостями, канализации и внутренних водостоков не допускается.

Двери электрощитовых помещений должны открываться наружу.

Правила устройства электроустановок. Раздел 6. Электрическое освещение. Раздел 7. Электрооборудование специальных установок. Главы 7.1, 7.2 утв. Минтопэнерго РФ 06.10.1999

8.13. Электрощитовую, помещения для головных станций ГС , технических центров ТЦ кабельного телевидения, звуковых трансформаторных подстанций ЗТП , а также места для телефонных распределительных шкафов ШРТ не следует располагать под помещениями с мокрыми процессами ванными, санузлами и др. .

8.14. Помещения ГС, ТЦ, ЗТП должны иметь входы непосредственно с улицы помещение электрощитовой в том числе для оборудования связи, АСУЭ, диспетчеризации и телевидения должно иметь вход непосредственно с улицы или из поэтажного внеквартирного коридора холла к месту установки ШРТ подход должен быть также из указанного коридора.

СНиП 31-01-2003. Здания жилые многоквартирные приняты Постановлением Госстроя РФ от 23.06.2003 N 109

13. ВВОДНО-РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА, ГЛАВНЫЕ

РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЩИТЫ, РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЩИТЫ,

ПУНКТЫ И ЩИТКИ

13.1. ВРУ и ГРЩ, как правило, должны размещаться в специально выделенных запирающихся помещениях электрощитовых . Двери из этих помещений должны открываться наружу.

Не разрешается размещать ВРУ и ГРЩ в незадымляемых лестничных клетках.

Разрешается размещать электрощитовые в сухих подвалах при условии, что эти помещения отделены противопожарными перегородками с пределом огнестойкости не менее 0,75 ч.

В районах, подверженных затоплению, ВРУ и ГРЩ должны устанавливаться выше возможного уровня затопления.

ВРУ и ГРЩ разрешается размещать не в специальных помещениях при соблюдении следующих требований:

степень защиты ВРУ должна быть не ниже IP31

устройства и щиты должны быть расположены в удобных и доступных для обслуживания местах в отапливаемых тамбурах, вестибюлях, коридорах и т.п.

аппараты защиты и управления должны устанавливаться в металлическом шкафу или в нише стены, снабженных запирающимися дверцами. При этом рукоятки аппаратов управления не должны выводиться наружу, они должны быть съемными или запираться на замки.

В помещениях ВРУ и ГРЩ разрешается размещать оборудование слаботочных устройств и систем усилители телесигналов, контроллеры автоматизированных систем, аппаратуру и щитки системы дымоудаления и т.п. .

При этом проходы обслуживания между слаботочными устройствами и аппаратурой сильных токов должны соответствовать 4.1 ПУЭ, а панели ВРУ должны иметь исполнение не ниже IP2X.

13.2. Электрощитовые, а также ВРУ и ГРЩ не допускается располагать непосредственно под уборными, ванными комнатами, душевыми, кухнями пищеблоков, моечными и другими помещениями, связанными с мокрыми технологическими процессами, за исключением случаев, когда приняты специальные меры по надежной гидроизоляции, предотвращающие попадание влаги в помещения, где установлены распределительные устройства. Следует исключать возможность проникания шумов от оборудования электрощитовых, расположенных рядом с помещениями, в которых уровень шума ограничивается санитарными нормами.

13.3. Прокладка через электрощитовые трубопроводов систем водоснабжения, отопления за исключением трубопроводов отопления щитовой , а также вентиляционных и других коробов разрешается как исключение, если они не имеют в пределах щитовых помещений ответвлений, а также люков, задвижек, фланцев, ревизий, вентилей. При этом трубопроводы холодной воды должны иметь защиту от конденсации влаги, а горячей воды — тепловую изоляцию.

Прокладка через электрощитовые газопроводов и трубопроводов с горючими жидкостями, канализации и внутренних водостоков не допускается.

13.4. Электрощитовые должны оборудоваться естественной вентиляцией и электрическим освещением. В них должна обеспечиваться температура не ниже 5 С.

13.5. Распределительные пункты и групповые щитки следует, как правило, устанавливать в нишах стен в запирающихся шкафах. При наличии специальных шахт для прокладки питающих сетей распре

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.