1736. Регламентация и проектирование организации управленческого труда

Регламентация управленческого труда — это процесс совершенствования управления персоналом организации, один из важнейших рычагов совершенствования организационных систем. Регламентацию управленческой деятельности можно детализировать по следующим направлениям:

— функции управления

— организационные структуры управления

— технология управления

— методы организации управления

— информация

— кадры управления

— технические средства управления

— решения.

Одна из важных составляющих процесса регламентации управленческого труда — оценка деловых качеств сотрудников, занимающих руководящие должности. При этом могут быть использованы различные методы оценки руководителей. но наиболее эффективным будет метод экспертных оценок, который позволяет определить уровень профессиональной компетенции каждого из сотрудников, его соответствие занимаемой должности и разработать план совершенствования системы управления в компании.

В общем виде «регламентация — установление регламентов». Детализация данного определения обусловливает трактовку регламентации как процесса разработки совокупности правил, положений, определяющих порядок работы государственных органов, организаций, предприятий. Регламентирование регулирует деятельность структурных подразделений и отдельного работника. Упорядочение управленческого труда означает установление определенных рамок его деятельности, а также разработку совокупности правил, определяющих порядок его труда осуществления.

Регламентация процессов управления обеспечивает:

— четкое определение взаимоотношений, прав и ответственности горизонтальных и вертикальных органов управления в различных сферах их деятельности

— установление обязанностей, прав и ответственности структурных подразделений и отдельных работников аппарата управления

— формирование на нормативно-правовой основе контура системы управления определение количества уровней и звеньев, их взаимосвязей, подчиненности, количества работников на каждом уровне и по каждой функции управления, их должностных окладов и т. п.

— упорядочение приемов и методов решения отдельных управленческих задач

— установление количественных характеристик управленческих процессов на разных уровнях трудоемкости и периодичности выполнения отдельных процедур, требуемых объемов информации, уровня организации и автоматизации процессов и т. д.

— определение условий экономического стимулирования организаций предприятий и отдельных работников

— четкий порядок подготовки и повышения квалификации управленческих кадров и т. д.

Регламентация в управлении проявляется в двух аспектах: в статике и в динамике.

Регламентация в статике определяет:

— статус звеньев системы управления или самой системы

— цели и задачи каждого звена

— место в системе управления

— взаимосвязи с другими звеньями.

Регламентация в динамике позволяет определять использование рабочего времени или протекание процессов управления во времени. Регламенты выполнения отдельных функций, процедур в процессе управления, распорядок для руководителя, специалистов и служащих, работа подразделений аппарата управления, регламент совещаний и т. п. динамичны.

В системах управления регламентация рассматривается по следующим направлениям:

— организационно-правовое

— экономическое

— социально-психологическое.

Организационно-правовые формы регламентирования находят свое конкретное выражение в документах, имеющих:

— нормативный характер положение о предприятии, положение о структурном подразделении, должностные инструкции, схемы должностных окладов

— характер административного указания, которое является обязательным и адресуется конкретным управляемым объектам или лицам приказ, распоряжение, инструкция

— рекомендательный характер распорядок рабочего дня руководителя и т. п. .

Экономические направления и формы регламентации определяют границы и порядок экономических отношений в процессе управления. Классическим примером экономической регламентации систем управления является Положение о структурных подразделениях. Оно устанавливает рамки хозяйственной и экономической самостоятельности подразделения путем выделения в его распоряжение необходимых ресурсов, определение системы показателей для планирования и оценки результатов его деятельности, закрепленных за ним функций, определения прав и обязанно
стей. В Положении разрабатывается порядок регулирования отношений между подразделениями на основе материальной ответственности каждого из них за результаты деятельности, определяются условия материального поощрения за успешное выполнение возложенных на них функций.

Социально-психологическое направление регламентации устанавливает определенный порядок социально-психологических отношений в процессе управления и способствует усилению организационно-правовых и экономических форм регламентации управленческого труда.

Система регламентации непосредственно связана с системой управления персоналом организации рис. 2.3 .

Рис. 2.3. Взаимосвязь системы регламентации и системы управления персоналом

Эффективность системы управления предприятием в значительной степени обусловливается уровнем регламентации бизнес-процессов, надо отметить, что между системой регламентации управленческого труда и системой управления персоналом существует прямая и обратная связь.

Материалы по этой же теме:

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.