1694. Теория организации учебное пособие

Организация или организовывание как технология управления это работа менеджера по формированию и обеспечению деятельности подразделений предприятия в соответствии с её целями и планами. Оно обычно включает:

разработку организационной структуры, обеспечивающей достижение целей и решение поставленных задач

установление производственных отношений между работниками, исходя из анализа процессов разделения и кооперации труда

формирование организационной системы управления ОСУ

составление штатного расписания и определение функциональных обязанностей работников должностные инструкции

отработка построенных организационных схем в динамике и их корректировка.

Мотивация и стимулирование как технологии управления

Мотивация работников предприятия связана с созданием возможностей по удовлетворению их разнообразных потребностей. Наиболее удачная теория человеческих потребностей создана А. Маслоу см. схему на рис. 3.2.1 в виде пирамиды. Первый уровень этой пирамиды составляют физиологические и сексуальные потребности, то есть потребности в пище, воде и продолжении рода. Второй уровень потребности существования, то есть потребности в защищённости и уверенности в завтрашнем дне. Третий уровень социальные потребности, то есть потребности в принадлежности к какой-либо группе, во внимании и заботе окружающих. Четвёртый уровень потребности престижа, то есть потребности в уважении, статусе, в служебном росте. Пятый уровень духовные потребности, то есть потребности в творчестве и самовыражении. Особенности этой пирамиды потребностей состоят в том, что актуальность и ценность потребностей более высокого уровня проявляется только тогда, когда удовлетворены потребности более низких уровней.

Кроме базисных потребностей существуют ещё производные потребности: благополучие, справедливость, порядок и единство социальной жизни, которые прямо не вписываются в пирамиду А. Маслоу, но, в общем-то, определяют степень цивилизованности жизни.

Стимулирование в отличие от мотивации является проявлением чисто внешним: хороший коллектив и достойная зарплата, поощрение инициативы, справедливое вознаграждение и наказание, единые нормы и ценности для всех и т.п. что обычно приводит людей к пониманию ситуации и соответствующим действиям.

Мотивация и стимулирование являются мощными взаимодополняющими технологиями управления, способными в руках менеджера значительно усилить потенциал предприятия.

Координация и регулирование как технологии управления являются не чем иным, как деятельностью менеджера по поддержанию движения предприятия к заданной цели. При этом:

координация это согласование деятельности предприятия и всех его подразделений с намеченным планом и осуществляется, как правило, мягкими методами экономическими и морально-психологическими

регулирование это принудительная коррекция деятельности предприятия и осуществляется, как правило, жёсткими административными методами в тех случаях, когда координация исчерпывает свои возможности.

Учёт, анализ и контроль важнейшие технологии управления, так как позволяют менеджеру собрать и обработать информацию, связанную с деятельностью предприятия, снимая этим самым неопределённости, предупреждая кризисные ситуации и поддерживая деятельность предприятия в заданных пределах. Процедура контроля обычно включает следующее:

выработка и принятие критериев оценки

оценка реальных показателей по принятым критериям

выполнение координирующих и регулирующих действий.

4. СОЗДАНИЕ, ТРАНСФОРМИРОВАНИЕ И

РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ

4.1. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ

Понятие организационного проектирования и

проектирования организационных систем

Понятие проектирования является очень многоплановым например, см. 10 и потому требующим дополнительной конкретизации в каждом конкретном случае. Согласно интернет-энциклопедии «Википедия» 4 проектирование это процесс создания проекта, то есть некоторого прообраза предполагаемого объекта или прообраза его будущего состояния. Сам процесс проектирования предполагает проведение разнообразных технических и экономических расчётов, построение графиков, схем, чертежей, составление смет и калькуляций, оформление описаний и пояснительных записок и т.д. Конечный продукт процесса проектирования проект. который предполагает взаимоувязанный и взаимосогласованный
набор вышеприведённых документов, на основании которого можно начинать создание нового объекта или трансформацию существующего. Согласованный всеми заинтересованными лицами заказчиком, подрядчиками, контрольными и надзорными органами, финансирующей организацией, общественностью и т.д. проект является основанием для расходования ресурсов, в том числе финансовых на его реализацию.

Всё вышесказанное касается также и проектирования организаций, хотя трудно представить себе какой-либо технический, научно-исследовательский, социальный, коммерческий или экологический проект, в котором не предусматривались бы организационные изменения.

Считается, что данная концепция проектирования в приложении к организациям была развита в 1960-1970-х годах в работах, главным образом, американских специалистов. В частности Д. Вудворт показал связь организационной структуры и функций отдельных элементов с технологиями, используемыми в данной организации. А. Чандлер сформулировал принцип, согласно которому проектирование организации должно исходить из её стратегии. В работе Д. Росса «Методология структурного анализа и проектирования» 1969 г. впервые был сделан очень смелый для того времени прогноз о решающем значении использования ЭВМ в проектных процессах. Дж. Гелбрейт и его школа определили все основные элементы современного организационного проектирования, в частности связь дизайна структуры организации с выбранной стратегией и влиянием внешней среды. Именно тогда были сформулированы основные три направления, которые должны в той или иной мере разрабатываться при проектировании любой организаций:

Идеология управления, принятая высшим руководством, которая может решающим образом повлиять на такие характеристики организации, как число уровней иерархии, развитие горизонтальных связей, масштаб управляемости, централизация и децентрализация управления и т.п.

Адаптация организации под основных потребителей принцип «организация под заказчика» , которых предполагается обслуживать. Это обязывает предусмотреть в структуре и функциях организации соответствующие элементы, задачей которых является удовлетворение конкретных требований потребителей, даже если они не являются профильными для данной организации.

Учёт особенностей рынков сбыта, особенно международных рынков, которые также могут потребовать каких-то особенностей в структуре и функциях организации. В частности рынки сбыта могут поставить жёсткие условия по территориальному размещению складов сырья и готовой продукции, отдельных производств, штаб-квартиры, научно-исследовательских и проектных подразделений и т.п.

Как уже упоминалось выше, проектирование организации начинается с анализа её основополагающих характеристик: миссии, цели и стратегии. Затем в процессе проектирования, исходя из указанных характеристик, формируется организационная система управления, которая собственно и будет обеспечивать реализацию стратегии и достижение целей организации. Иначе говоря, проектирование организации или организационное проектирование сводится к проектированию организационной системы управления, которая, пытаясь реализовать стратегию организации, формирует необходимую организационную структуру и наделяет элементы этой структуры необходимыми функциями. В результате вновь созданная или трансформированная таким образом организация получает возможность движения по пути реализации заданной стратегии. Из выстроенной логической цепочки следует, что понятия организационного проектирования и проектирования организационных систем. используемые различными авторами, являются идентичными.

Процесс реализации стратегии является длительным, нередко многолетним. За такой период в окружающей среде могут произойти существенные изменения. Поэтому и стратегию организации нередко приходится корректировать, адаптируя под происходящие изменения. Соответственно и организационная система управления также корректирует структуру и функции элементов организации, адаптируя их под изменения стратегии, то есть трансформирует организацию. Как крайний случай организационная система управления может принять решение о ликвидации организации и / или о создании новой.

Целью организационного проектирования является разработка проектов новых организационных систем или изменению существующих систем.

Предметом организационного проектирования на уровне организаций предприятие, учреждение, обществ

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.