1531. Технологическое проектирование педагогического процесса

Юдин Владимир Владимирович

Москва 2009

Работа выполнена на кафедре общего и специального менеджмента в НОУ ВПО «Международная академия бизнеса и новых технологий МУБиНТ », г. Ярославль.

Официальные оппоненты: действительный член Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор

член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор

Лебедев Олег Ермолаевич

доктор педагогических наук, профессор

Байбородова Людмила Васильевна

Ведущая организация — ГОУ ВПО Волгоградский государственный педагогический университет.

Защита состоится 24 февраля 2009 г. в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.003.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при ФГОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» по адресу: 125212, г. Москва, Головинское шоссе, д. 8, корп. 2-а.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» : г. Москва, Головинское шоссе, д. 8, корп. 2-а.

Автореферат разослан « » 2008 г.

Ученый секретарь

Диссертационного совета И.И. Колисниченко

Текст автореферата размещен на сайте www.vak.ed.gov.ru 2008 года.

Общая характеристика исследования

Актуальность исследования.

Глобальные социокультурные изменения в России последнего десятилетия отражают мировые тенденции перехода от постиндустриального к информационному обществу, далее к устойчивому сообществу, построенному на знаниях. Основной производительной силой общества становится человеческий потенциал, что обязывает решать качественно новые задачи образования. Образ человека, успешного в динамично меняющемся мире, предполагает не только творчество, информационную культуру, но и выраженную индивидуальность, субъектную позицию в деятельности. Фактически задача подготовки выпускника, соответствующего внешним запросам экономики, социума, политики , перерастает в задачу становления личности, человеческого в человеке.

Решение её связано с овладением педагогами новыми подходами к организации педагогического процесса, позволяющими реализовать современную гуманистическую парадигму образования. Однако, практику существующих методических рекомендаций, обращённых к педагогам, отличает описательный характер, они представляют собой только пожелания и часто недостаточны для достижения цели. В этой связи внимание исследователей обоснованно привлекают технологии как способ фиксации и средство переноса успешного педагогического опыта. Быстрому внедрению новой практики может способствовать технологичное представление передового опыта и прорисовка общей модели педагогического процесса, позволяющей увидеть преемственность традиционных и инновационных подходов, тенденции изменения приоритетов.

В педагогике существуют разнообразные трактовки термина «технология», связанные с использованием технических средств обучения, совокупностью средств и методов педагогического процесса, с проектированием педагогических систем в масштабе класса, учебного заведения и даже региона. Мы сосредотачиваем наше внимание на исследованиях, рассматривающих возможности «технологизации» собственно педагогического процесса. Эта тема разработана достаточно широко в трудах В.П. Беспалько, В.В. Гузеева, Б.Т. Лихачева, М.В. Кларина, П.Ф. Кубрушко, Е.С. Полат, Г.К. Селевко, Н.Е. Щурковой, М.А. Чошанова, а также иностранных исследователей Б. Блум, R.Q. Dave, W. Flitner, D. Rowntree, T. Sakamoto. Предлагаемые технологии продвигают нас в фиксации результата, средствах его контроля, количественных характеристиках процесса, обосновывают арсенал педагогических средств, но не добавляют г а р а н т и и образовательного результата, что возможно, если технологии строятся на основе закономерностей педагогики или «законосообразны» по В.В. Серикову, В.А. Сластёнину .

Наш анализ показывает, что, несмотря на признание данного положения, технологии, описывающие педагогический процесс, не опираются на закономерности в полной мере. Большинство предлагаемых технологий подробно описывают только действия педагога а не ученика , тем самым игнорируя закономерность педагогики «обусловленность резул
ьтатов обучения характером познавательной деятельности обучаемых, способом обучения» В.И. Загвязинский . Спорно представление составляющих педагогического процесса ПП . Так, под результатом понимаются знания и умения, «способность к абстрактному мышлению», «творческая самостоятельность», «личность и её способности», компетенции. Деятельность учащихся трактуется как работа по изучению материала, выполнение практического задания, ответы на вопросы учителя. Деятельность учителя представлена через методы обучения: рассказ, решение задач, организацию групповой работы, прочее. Эти проявления основных компонентов процесса не связаны между собой строго определённо, поэтому не могут быть основой для технологии.

Можно констатировать наличие противоречия между признанием целесообразности использования технологий как инструмента, повышающего определённость ПП и недостаточной проработанностью аспекта гарантии получения образовательного результата.

Особое место в разработке технологий реализации ПП занимает чёткая фиксация образовательного результата, понимание которого не может быть достигнуто без рассмотрения современных социальных запросов к сфере образования. Признанными ориентирами в целях российской системы образования являются формирование у выпускника творческого мышления, развитие коммуникабельности, толерантности, готовности к постоянному повышению профессиональной квалификации, а также способности к сознательному и ответственному выбору. Речь идёт не просто о новых актуальных качествах личности, а о качественно новой личности, личности другого уровня о б р а з о в а н н о с т и, но критерии его не определены достаточно инструментально.

Разработка уровневой структуры образовательного результата, уточнение места личности в ней составляют проблему структуры содержания образования. Появление компетентностного подхода И.А. Зимняя, Д.А. Иванов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, К.Г. Митрофанов, Л.А. Петровская, Дж. Равен, И.Д. Фрумин, А.В. Хуторской как альтернативы ЗУН-овскому, нацеленного на фиксацию и обеспечение более полного, личностного и социально интегрированного результата, пока не решает проблему. Требуется уточнение общей структурной модели образовательного результата, в которой нашли бы отражение востребованные сейчас грани личности и не потерялись бы старые модели, по которой можно было бы различить традиционный и новый образовательные результаты. Таким образом, существует противоречие между практическими запросами на формирование личности качественно нового уровня образованности и недостаточно полно проработанными моделями образовательного результата в теории педагогики.

Технологии должны отражать и современные подходы к организации процесса образования. Ответ на новый социальный запрос к образованию связывается с необходимостью перехода к гомоцентрическому подходу Р.Х.Шакуров , развивающему, личностно-ориентированному образованию. Особенности его рассмотрены в работах Е.В. Бондаревской, А.Д. Грибановой, К.Н. Вентцеля, В.В. Зайцева, Л.М. Кларина, К. Роджерса, В.В. Серикова, В.А. Петровского, И.С. Якиманской. Приводятся технологии, нацеленные на формирование личностных качеств, но не понятна степень преемственности их с технологиями формирования знаний, умений. Нет ясности, должна ли меняться целостная структура педагогического процесса в связи с появлением акцентов на творчество, личностные характеристики, как должны быть пересмотрены подходы к использованию образовательных технологий, относящихся к иным типам педагогических процессов. Проблема типологии педагогических процессов исследовалась в работах В.И. Загвязинского, Э.Ф. Зеера и, прежде всего, М.Н. Скаткина, который ввёл в педагогику категориальное понятие «тип педагогического процесса».

В силу указанных выше причин требуется технологическое описание различных типов ПП, концептуальные основы которых недостаточно проработаны, что входит в противоречие с потребностями диссеминации новой образовательной практики. Для обозначения технологического представления определённого типа ПП мы вводим понятие «общепедагогическая технология» ОПТх .

Реализация технологического подхода в образовании предполагает рассмотрение вопросов проектирования педагогического процесса. Проблема изучалась Н.А. Алексеевым, Л.В. Байбородовой, В.С. Безруковой, Г.Е. Муравьёвой, О.П. Околеловым, О.Г. Прикот, П.Е. Решетниковой, М.И. Рожковым, Г.Н. Стайновым, В.З. Юсупо

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.