1250. Технология проектирования в деятельности дошкольного учреждения

Автор ы : Гуз Ольга Александровна, зам. заведующей по ВМР

Как показывают педагогические исследования, главная проблема образования потеря притягательности процесса познания. В последние годы увеличилось количество дошкольников, не желающих идти в школу успеваемость детей падает снизилась положительная мотивация к занятиям. По данным статистики, 80 % современных первоклассников не хотят учиться. Перед педагогами возникают вопросы: как же исправить ситуацию? Какие формы взаимодействия выбрать?

В связи с вышесказанным, актуальной становится необходимость включения в содержание дошкольников поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем. Подавление детской инициативы всегда блокирует поисковое поведение, из-за чего может развиваться пассивная позиция в будущем в школе, в жизни , когда при каждом столкновении с трудностями человек капитулирует.

Новые ценности и цели дошкольного образования, признание значимости всех субъектов образования для развития и саморазвития личности ребенка вызывают потребность поиска новых образовательных технологий, в которых есть место инициативе ребенка, сочетания свободы познания и деятельности и культуры, принятой в обществе. Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка как на саморазвивающуюся систему , при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Одна из таких технологий проектная деятельность.

Технология проектирования делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников. В основе технологии лежит концептуальная идея доверия к природе ребенка, опора на его поисковое поведение.

Также следует отметить, что в концепции стандарта дошкольного образования и концепции содержания непрерывного образования дошкольное и начальное звено определены основные возрастные характеристики детей дошкольного возраста. Самостоятельность и ответственность, в частности, являются одними из них, увидеть которые можно в разных видах деятельности детей: в игре, в труде, в познании, в общении и в разных ситуациях. Опыт самостоятельной деятельности, полученной ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.

МДОУ Детский сад № 335 г. Перми работает в инновационном режиме, что предполагает постоянный поиск неординарных форм организации воспитательно-образовательного процесса. Реализуя базисную программу Истоки , педагогический коллектив детского сада старается найти и применить в своей работе новые формы работы с детьми по формированию у старших дошкольников таких личностных качеств как самостоятельность и ответственность. Практика работы доказала эффективность проектного метода в обучении и воспитании дошкольников.

Содержание проектной деятельности обуславливается решаемыми образовательными и воспитательными задачами. Работа педагога с группой детей это рассмотрение возникающих проблем, когда формируется и развивается способность ребенка самостоятельно решать их. Решая различные познавательно-практические задачи со взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительнее эмоции удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых порождают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к поиску новых знаний.

В проектной деятельности ребенок сталкивается с необходимостью проявлять свою самость , особенно когда необходимо: заявить свои цели, озвучить представления о себе, отстоять свою позицию в дискуссии с партнерами детьми и взрослыми открыто и четко сказать о своих трудностях, найти их причины, в том числе и в себе согласовать цели с другими, не отступать при этом от собственных установок и уметь находить компромисс.

В процессе проектирования ребенок может выступать как заказчик или исполнитель и непосредственный участник от зарождения идеи до получения результата, а также эксперт.

Характер участия ребенка в проектировании постоянно меняется. Так, в младшем дошкольном возрасте он преимущественно наблюдает за деятельностью взрослых в среднем эпизодически участвует и осваивает роль партнера в старшем переходит к сотрудни

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.