1234. Технология проектирования баз данных

астер

Kласс . Это незавершённая статья по эвентологии и её применениям

База данных динамически обновляемая информационная модель предметной области, а процесс ее проектирования процесс моделирования предметной области. Жизненный цикл всякой БД включает в себя три фазы:

1 проектирование

2 реализация

3 эксплуатация.

Проектирование структуры БД это сложный итерационный процесс, из пяти этапов.

Этап 1 включает в себя изучение, анализ и описание информационных процессов предметной области, выявление информационных потребностей пользователей и формулирование требований к содержанию БД и обработке данных.

Этап 2 построение инфологической модели предметной области. На этапе 3 осуществляется выбор модели данных и СУБД.

Этап 4 предполагает построение вариантов логической структуризации БД, их анализ и выбор согласно критериям качества НЕизбыточность, НЕпротиворечивость, Независимость проектируемой БД .

На этапе 5 выполняется построение вариантов физической структуры, их анализ выбор согласно требованиям к основным эксплуатационным характеристикам БД время, память, уровень защиты данных .

Результатом этапа 4 является логический проект БД схема БД . В рамках реляционного подхода схема БД определяет: сколько таблиц должно быть в БД, какие атрибуты и какие ключи имеет каждая таблица БД.

Формально схему БД записывают так:

,

где число таблиц БД, схема состав атрибутов и ключ -ой таблицы.

Физическое проектирование БД этап 5 доводка логического проекта с учетом особенностей выбранной системы управления базами данных СУБД и требований к эксплуатационным характеристикам БД. Эта доводка включает в себя установку явных связей между таблицами, определение индексов таблиц, определение запоминающих устройств, методов доступа, способов защиты и данных.

Основная задача проектировщика БД получение хорошего логического проекта БД. Исходными данными для решения этой задачи являются:

— множество атрибутов, значения которых требуется хранить в БД

— множество связей между атрибутами.

Множество атрибутов дает ответ на вопрос: «Что хранить?». Множество связей между атрибутами основа выбора проектных решений, касающихся организации БД.

Проектирования БД является сложным итерационным процессом. Автоматизировать данный процесс можно с помощью современных CASE -средств средств автоматизации проектирования .

Литература 3D%3D /%Править

  • Хоменко А. Д. Базы данных: Учебник для высших учебных заведений / А. Д. Хоменко, В. М. Цыганков, М. Г. Мальцев. СПб. КОРОНАпринт, 2000.
  • Ульман Д. Введение в системы баз данных / Д. Ульман, Д. Уидом. СПб. Лори. 2000.
  • Малыхина М. П. Базы данных: основы, проектирование, использование / М. П. Малыхина СПб. БХВ-Петербург, 2004.
  • Введение в системы баз данных. М. Издательский дом «Вильямс»,
  • Карпова Т. С. Базы данных: модели, разработка, реализация / Т. С. Карпова. СПб. Питер, 2001.
  • Мейр Д. Теория реляционных баз данных / Д. Мейр. М: Мир, 1987.

Внешние сслыки 3D%3D /%Править

Технология проектирования ключевых и предметных компетенций

Хуторской Андрей Викторович. докт. пед. наук, академик Международной педагогической академии, г.Москва

Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.

Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим меняется, точнее, по иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании. Рассмотрим основания для отбора и конструирования методов обучения в компетентностном подходе. Для этого определим понятия компетенций и компетентностей, обозначим их структуру, функции. Затем построим технологию проектирования ключевых и предметных компетенций, из которой будут следовать принципы отбора необходимых методов обучения.

Опираясь на проведённые нами ранее исследования, мы считаем необходимым отличать синонимически используемые часто поня
тия «компетенция» и «компетентность».

Компетенция отчужденное, заранее заданное социальное требование норма к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в пределенной сфере.

Компетентность владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность уже состоявшееся качество личности совокупность качеств ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.

Компетентность совокупность личностных качеств ученика ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей , обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.

Компетенции следует отличать от образовательных компетенций, т.е. от тех, которые моделируют деятельность ученика для его полноценной жизни в будущем. Например, до определенного возраста гражданин еще не может реализовать какую-либо компетенцию, но это не значит, что ее не следует у школьника формировать. В этом случае мы будем говорить об образовательной компетенции.

Образовательная компетенция требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.

Компетенции для ученика это образ его будущего, ориентир для освоения. Но в период обучения у него формируются те или иные составляющие этих «взрослых» компетенций, и чтобы не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения. Образовательные компетенции относятся не ко всем видам деятельности, в которых участвует человек, например, взрослый специалист, а только к тем, которые включены в состав общеобразовательных областей и учебных предметов. Такие компетенции отражают предметно-деятельностную составляющую общего образования и призваны обеспечивать комплексное достижение его целей. Можно привести следующий пример. Ученик в школе осваивает компетенцию гражданина, но в полной мере использует ее компоненты уже после окончания школы, поэтому во время его учебы эта компетенция фигурирует в качестве образовательной.

Ключевые компетенции отечественного образования

Для России тенденции европейского образования никогда не были безразличны. При этом не сдает позиции концепция «своего», на других непохожего, пути, сторонники которой обосновывали такое отстранение спецификой отечественных традиций. Однако стоять в стороне от общих процессов и тенденций в развитии образования наша страна более не может и не должна. В этом смысле не является исключением и тенденция усиления роли компетенций в образовании. Разумеется, при конкретизации приведенных выше ключевых компетенций необходимо учитывать реальную ситуацию. Перечень ключевых компетенций, который мы приводим ниже, основывается на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.

С учетом данных позиций и опираясь на проведенные нами исследования, определены следующие группы ключевых компетенций:

— Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

— Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций роль науки и религии в жизни человека компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сю
да же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира

— Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

— Информационные компетенции . Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п. и информационными технологиями аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет . Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

— Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

— Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

— Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.

Технология конструирования компетенций

Для того чтобы выстраивать содержание ключевых, общепредметных и предметных компетенций в дидактике и методиках, необходима специальная технология их конструирования.

Предлагаемая нами процедура конструирования образовательных компетенций опирается на рефлексивное выявление компетентностного содержания существующего образования и включает в себя четыре этапа:

1 поиск проявлений ключевых компетенций в каждом конкретном учебном предмете

2 построение иерархической надпредметной систематики «древа компетенций»

3 проектирование общепредметных образовательных компетенций на вертикальном уровне для всех трех ступеней обучения

4 проекция сформированных по ступеням компетенций на уровень учебных предметов и их отражение в образовательных стандартах, учебных программах, учебниках и методиках обучения.

На первом этапе проектирования составляется перечень образовательных компетенций, формирование которых относится может относиться к выбранному учебному предмету — математике, языку, истории, информатике и др. Для этого отыскиваются проявления в данном предмете ключевых компетенций ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, социально-трудовых, компетенций самосовершенствования . Выясняется возможный вклад учебного предмета в формирование каждой из ключевых

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.